Яндекс реклама перед содержимым

Газпром,Нафтогаз сегодня

Чтобы там не говорили, но газовые войны продолжаются. Ярким примером может послужить отношения между украинской газовой компанией Нафтогаз и российским государственным монополистом Газпромом. История развития таких отношений довольно интересна и требует отдельного повествования.

Обвинения Газпрома

Несложно представить, что за все перебои поставок газа, случившиеся за все периоды работы газотранспортной системы Украины, Россия обвиняла не себя любимую. Обвиняя при этом своего транспортного партнера в нарушении договорных обязательств.

Но уже доказано, что перекрытие поставок газа в Европу в 2006 и 2009 годах происходили по инициативе Газпрома. Обвинения же Украины в несанкционированном отборе газа в 2009 и 2019 годах не привели ни к санкциям, ни к подаче иска в европейские суды со стороны российской компании. Это о чем-то говорит.

Более того, статистические данные подтверждают, что аварийность газотранспортной системы Украины на средний километр трассы почти в восемь раз ниже, чем на газпромовских магистралях. Возникает вопрос, зачем все мучения с обходными трубопроводами.

Хороший толчок развитию новых транспортных магистралей по поставкам газа в Европу был получен после принятия евросоюзом положения об остановке атомных электростанций. После этого должно было увеличиться потребление других энергоносителей, в первую очередь газа.

Транспортные магистрали

На заявление Канцлера Германии Ангелы Меркель отреагировали очень быстро, но не очень внимательно его слушали. Она сказала, что поддерживала проект постройки газопровода Северный поток-2 параллельно с транзитом по старому пути через Украину.

Никто не обратил внимание, что не вместо, а параллельно, Хотя руководство РФ долгое время поддерживало такую формулировку бабушки Ангелы. Но на определенном этапе Миллер заявляет, что все магистрали, которые будут построены, перекроют суммарно украинские объемы.

Более того, было заявлено, что будет демонтирована инфраструктура через которую происходит подача газа к газотранспортной системе Украины. Игнорируя возможности старой системы доставки, стали строить новую от Ямала до Балтики с ответвлением к Черному морю.

Подсчеты экономистов, проведенные еще в 2008 году гласят, что такое строительство коридора только от Ямала до Торжка, без учета морского ответвления составила 80-93 млрд. долларов. Проект обхода вокруг украины может нанести последней убытки равные 2-3 млрд долларов в год за отсутствие транзита.

Теперь один из главных моментов поставок газа в ЕС по старому пути. Данный маршрут обеспечивает гибкость поставок энергоносителя, используя свои подземные хранилища газа, являясь своеобразной подушкой по выравниванию транзита в моменты пиковых нагрузок отбора. Чего нет на обходных маршрутах.

Газпром не может даже использовать весь потенциал северных потоков, т.к. он является монополистом. Преградой становиться 3-й энергетический пакет, а особенно скорректированная газовая директива комиссии ЕС. За злоупотребление доминирующим положением предусмотрен гигантский штраф.

Сейчас европейское сообщество требует реформировать газовую отрасль Российской Федерации, а без радикальной реформы Газпром не в состоянии выполнить европейские директивы. Это означает, что владельцем Северного потока-2 должен быть независимый владелец, а не очередная прокладка.

Более того, по трубе должны прокачивать газ поставщики, которые не входят в газпромовскую систему.Требование полностью противоречит законодательству РФ. Ситуацию с Турецким потоком уже рассматривали. Из-за европейских ограничений умер Южный поток.

На смену ему пришел Турецкий. Формально пока данная труба ведет только в Турцию, от второй ее нитки приходится отказаться. Хорошо работающая трубная промышленность дело прекрасное, но зачем такое количество закапывать в землю и загонять под воду. Практически не окупаемые проекты.

Европа, Россия, Украина

В данном разделе следует начать с того, что страны Европейского союза серьезно занялись вопросом возобновляемой энергии, вкладывая серьезные средства и принята директива к 2050 году полностью отказаться от использования ископаемых энергоносителей. 

Получится у них или нет к указанному сроку дело десятое, но что будет снижаться потребление газа очевидно. Как-то недальновидно получается прокладывать столько газовых магистралей в Европу на перспективу. После заявления руководителей РФ, что все сделано для прекращения прокачки через территорию Украины, все стало ясно.

Европа выступила против, ей не нужны зимние проблемы, о которых говорилось выше. С Украиной и так все понятно, на кону стоят 2-3 млрд. долл. га транзит. О спорах с Нафтогазом говорилось в ранее опубликованной статье. Со всеми событиями можно познакомиться, перейдя на сайт в раздел события и факты.

Возникает глупый вопрос. Неужели надо было потратить совершенно астрономические суммы средств, своих и заемных, настроить, практически не окупаемых газопроводов, чтобы нанести Нафтогазу урон в размере жалких 3 млрд. долл. в год. Совершенно дальновидная политика.

Пошли угрозы украинской стороне о прекращении с 1 января 2020 года транзита, если та не откажется от выигранных исков в Стокгольмском суде. Во-первых, зачем терять почти те же, учитывая пеню, 3 млрд. долл. Во-вторых, это сделать без ущерба себе не возможно.

Понимая, что срыв объемов поставок газа в Европу повлечет неподъемные штрафы, Газпром продолжает свою политику давления. Но такая ситуация не может продолжаться вечно, можно даже не платить по счетам. Нафтогаз передал иск судовым исполнителям, те стали арестовывать европейские активы Газпрома.

Похоже финансовая ситуация газового монополиста желает быть лучше. Была сделана попытка разместить евро бонды в швейцарских франках и таким образом улучшить свой баланс. Но по рекомендации адвокатов отказались, ибо вся сумма сразу перейдет Нафтогазу по иску в суде.

Риторика несколько изменилась в выступлении Путина в Бразилии. Из его слов следует, что Россия готова сотрудничать и по транспортировке газа, правда не сказал, что предлагают продлить контракт только на год, а не как ранее на 10 лет. А для украинского потребителя готовы предложить скидку к цене до 25%.

Но главное условие, высказанное Путиным, обнуление взаимных требований. Исполнительный директор Нафтогаза Юрий Витренко заявил, что они готовы к конструктивной работе, но невыгодные для Украины условия не рассматривают и отказа от выигранного иска не будет.

Обменялись любезностями. А что далее. Финишная прямая, времени до решения вопроса, а Европа настаивает на его решении, осталось совсем мало. Интересно ответил Миллер на вопрос, что будет. Будет Новый год, а значит будет праздник. Одним словом, будет весело.

Правда, не сказал кому. События должны развиваться стремительно, времени мало. Подписывайтесь на рассылку и будем следить за ними вместе. За репост статьи в социальных сетях буду благодарен. На сим желаю всем удачи.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 19.11.2019 — 08:54

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.