Яндекс реклама перед содержимым

Харьков век XVIII. Религия и духовенство

Вопрос о религиозности первых поселенцев на территории между двух рек Харьков и Лопань, где было положено начало городу Харькову, частично рассматривался в предыдущих статьях, посвященных моему городу. С вопросом строительства церквей можно там познакомиться тоже.

Здесь мы постараемся глубже рассмотреть вопрос духовенства, в частности высшего, которое, несомненно, оказало огромное влияние на жизнь и поведение жителей города. Важный момент, появления Харьковского Коллегиума и его роли в духовной и просветительской жизни.

Украинские церкви и их подчинение

Следует заметить, что все монастыри и церкви Украины слободской, включая и белгородские, с 1657 по 1667 года входили в состав Патриаршей области, т.е. признавали власть Московского патриарха. И только собор 1667 года внес своим решением изменения в эту структуру.

Большое влияние на жизнь городов, и Харькова в частности, оказывало духовенство. Оно было напрямую связано и с экономикой жизни, культурой населения и образованием, начиная от простейших школ при церквях и до открытия Харьковского Коллегиума. Большая часть церковной жизни была связана с благотворительностью.

Свои церковные обычаи украинские переселенцы переносили и на новые места, об этом уже говорилось в первых статьях, но мы не касались очень важного вопроса церковных братств, которые опекали школы и шпитали, т.е. богадельни, где проживали нищие и люди с увечьями.

Эти братства были приходскими и находились при церквях.Чаще  были дома, где они располагались, прямо на территории храма, но иногда были случаи покупки домов даже на соседних улицах. Из описания преосвященного Филарета узнаем о некоторых особенностях жизни братских дворов.

Еще один старинный обычай, связанный с религиозными братствами. На крупные церковные праздники старостами общин собиралось подаяние, и на собранные средства готовился мед и братский стол. На это мероприятие приглашались служители храма и прихожане.

Для прихожан на данном дворе продавался мед, а деньги, вырученные с продажи поступали, частично в пользу нищих, а другой частью в пользу церкви. Как видим, начиная от церквей, братств, школ и госпиталей, содержание их ложилось на плечи жителей прихода. 

Хочется сообщить еще об одном не совсем ординарном религиозном братстве или может точнее сказать, обществе сестер Мироносиц. Оно было связано с кладбищенской церковью жен Мироносиц, а из записей преосвященного Филарета мы узнаем интересный факт.

В Куряжский монастырь в 1701 году была куплена книга, правда не написано какая именно, но надо полагать религиозного толка, надпись на которой гласит, что она была приобретена на “…общие гроши сестер мироносиц, жителей города Харькова”. Достаточно яркий пример добродетели.

Учреждение Белгородской епархии

Вернемся к делам более значимым в христианской жизни. На соборе 1667 года было принято решение об образовании Белгородской епархии ввиду разрастания городов в Слободской Украине “…украинские города многонародны и ратными людьми пренаполнены”.

Понятно, что из Москвы церковникам управлять большими и дальними территориями было невозможно, поэтому было принято такое решение. И в Белгород первым был назначен Сербский Митрополит Феодосий и епархия получила во владение 37 городов и более 300 церквей и часовен.

А уже в 1679 году количество церквей в епархии выросло до 542 и Харьков все больше становился церковно-христианским центром Слободской Украины. Не трудно понять, что все митрополиты и архиепископы оказывали разное влияние на служителей храмов и прихожан в городе.

Один из владык Белгородской епархии митрополит Авраамий, который руководил с 1684 по 1702 годы, был ярым борцом против украинских обычаев обливать, а не погружать в воду младенца при крещении. И именно он ввел обложение церквей в пользу архиерейской казны.

С именем епископа Епифания Тихорского, который руководил епархией в 1722-1731 годах, связано, может самое большое для Харькова свершение. При нем был открыт Харьковский Коллегиум-самое серьезное в то время учебное заведение, которое давало несравненно лучшее образование, нежели школы при церквях.

Если быть абсолютно точным, то первоначально в 1721 году в Белгороде была учреждена семинария, которая была переведена в Харьков в 1727 и здесь уже образовался Коллегиум по образцу Киево-Могилянской коллегии. Более подробно о нем надо говорить в разделе образование, т.к. это заведение не только религиозного толка.

Архиепископ Досифей был последователем дел Тихорского, славился своею ученостью и очень много приложил усилий для улучшения образования в Коллегиуме.  Он постоянно заботился об улучшении его жизни, обращаясь в Синод, с ходатайством о выделении необходимых учебному заведению суммах.

Он также известен написал прошение о передаче Харьковскому Коллегиуму библиотеки Стефана Яворского, украинского писателя, церковного деятеля и философа. В итоге данная библиотека обрела своего нового хозяина. Им была начата борьба со священниками, которые хотели свои места передавать по наследству.

Для занятия места священнослужителя во главу угла Досифей ставил образованность претендента. Еще он сильно противился языческим обрядам, например, на свадьбах, называя их “…бабьими и дьявольскими забобонами”. И еще хочется упомянуть об одном архиепископе Белгородской епархии.

Феоктист Мочульский, он стоял у истоков разделения вышеназванной епархии на две Белгородско-Курскую и Слободско-Украинскую или Харьковскую. Произошло сие в 1799 году ввиду роста количества новых городов и проблемами в церковном управлении оными.

Думаю, что необходимо разбить эту тему на две части, т.к. в одной статье осветить не удается, она и так затягивается, а еще очень интересная тема о Чудотворной иконе Озерянской Божьей Матери. Да и свои личные мысли по теме уже поджимают вспенившееся серое вещество.

Для того, чтобы не терять нить повествования, предлагаю ознакомиться с ранее опубликованными статьями на сайте в рубрике мой город. Там их еще восемь на различные темы, найдете что-нибудь по интересу. Пишите комментарии, готов ответить на них, делитесь информацией в соц. сетях. Всем удачи.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 06.05.2020 — 08:31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.