Яндекс реклама перед содержимым

Харьковские церкви. Первые постройки

В этой части повествования мы познакомимся с дальнейшим развитием Харькова того времени и следующими этапами храмовых строений уже вокруг крепостных стен. О тех церквях, которые были построены первыми поселенцами внутри самой крепости, было описано в предыдущей статье.  

Благовещенская церковь

В Залопанской части города, по некоторым данным, даже раньше или одновременно с Николаевской появляется Благовещенская церковь. В 1659 году храм уже стоял, это была традиционная постройка малорусской архитектуры из дерева в стиле, в котором строились все подобные строения в Слободской Украине.

blagoveshenskay tserkov

Из описания следует, что она была однопрестольная, с тремя главами и деревянной колокольней. А вокруг церкви вместо ограды стоял тын, т.е. ограждение, состоящее из вплетенных в деревянные колья тонких, гнущихся веток орешника и лозы. Такой вид она имела.

Я представил здесь реальное описание Благовещенской церкви для того, чтобы жители и гости моего города могли вдоволь посмеяться, вспомнив или посмотрев воочию сегодняшний городской квартал, занимаемый одноименным Собором. Все строение представляет собой великолепный комплекс в византийском стиле.

Его внешний облик, а особенно богатство внутреннего убранства поражают и не много найдется в Украине, да, думаю, что и за ее пределами, соборов, готовых состязаться с ним на данном поприще. А “тын” у него теперь в высоту более двух метров, нижняя часть которого кирпичная, а верхняя состоит из металлических прутьев.   

Описанный первоначальный вид Благовещенского храма просуществовал до 1775 года, но, как и многие другие деревянные строения пожары, которые периодически бушевали, не оставили ему шансов. Следует заметить, что торговля к тому часу была перенесена на суздальские ряды и купцы помогли поставить каменную церковь.

Дмитриевская церковь

Короткая история появления в Харькове этого храма. Короткая потому, что о ней мало достоверных исторических фактов, а домыслы излагать просто не хочется. Строился он за рекой Лопань, куда расширялось поселение, в сторону от крепостных стен, а значит обязательно строили церкви.

dmitrievskaytserkov kharkov

Из всех достоверных исторических источников, к которым относятся и церковные записи, в частности преосвященного Филарета, прошу не путать с теперешними именами церковных патриархов, построении данного храма относят ко второй половине XVII столетия.

Из нескольких таких записей следует, что Дмитриевская церковь в 1689 году уже существовала. Еще немаловажный факт, что рядом было кладбище для двух Залопанских приходов. Храм существует и до сих пор, небольшой уютный, правда я не могу утверждать, что на том же самом месте.

Почему церковь небольшая, да все очень просто. Ей не под силу, находясь в нескольких сот метров от огромного Благовещенского собора, конкурировать за прихожан. Так сложились исторические реалии. Ну, что же, каждый должен нести свой крест и пройти свой исторический путь. Какой, не знает никто.

Рождественская церковь

Еще одно старинное деревянное строение, находящееся не очень далеко от Лопанского моста и Екатеринославской улицы, носящей теперь имя Полтавский шлях. И снова некоторые не совсем понятные, разнящиеся между собой, данные о постройке церкви, название которой Рождественская.

rozdestvenskaytserkov kharkov

Основание ее преосвященный Филарет относит к 1655 году, хотя других источников, которым можно доверять, с такой датой нет. Связывать постройку церкви с братством Рождества Христова, которое было в Харькове в 1678 году, тоже не является историческим фактом.

С полной уверенностью можем утверждать, что храм уже существовал в 1663 году, обратившись к челобитной, касающейся церквей и православной веры. В ней, как известно, стояли подписи всех попов, реально существующих на тот момент действующих храмов.

И в ней есть подпись, как там написано, Рождественского попа Тимофея. Между двумя датами восемь лет, вот в этот период и прошло событие этого строительства, хотя дата 1655 года упоминается только в одном источнике и не может быть взята на веру безоговорочно.

Далее из фамильной летописи рода Квиток следует, что в 1722 году, старая Рождественская церковь была заменена на новую, а по прошествии 9-летнего существования благополучно сгорела. В 1732 году объявили сбор средств на постройку новой.

Сбор и строительство нового, но тоже деревянного строения шел до 1735 года, когда ее и освятили. Судьба ее была более удачной, что говорит о существовании церкви более полувека и только в 80-х годах она была заменена на новую, уже каменную.

Успенский собор

Теперь настал черед выполнить обещание, данное мною в предыдущей статье, а именно, рассказать о первом храме Харькова построенном первыми поселенцами на территории крепости. Можно сказать от чего можно считать продвижением православной веры на Диком поле.

uspenskiysobor kharkov

По всем данным Успенская церковь является древнейшей постройкой культового сооружения в городе.Преосвященный Филарет, основываясь на надписях, о которых шла речь в предыдущей статье, на одной из хранящихся в ней евангелие, относит основание храма ранее 1659 года.

Понятно, что передать на хранение или в дар любую вещь с надписью нет возможности, если некуда передавать. На помощь нам приходят более точные документальные данные. В 1658 году воевода Харьковский Офросимов писал в Москву отчет и в нем имеет место информация о церкви.

kolokolnay uspenskogo sobora kharkov

Он гласит “… а в Харьковском, государь, твое царское богомолье построена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы красного и нового леса, а лес, государь, на ту соборную церковь возили ратные люди в прошлом 165 (1657) году при Воине Селифонтове”.

Из этого донесения мы можем абсолютно точно определить время и материал из которого была возведена Успенская церковь. Из описаний протоиерея Буткевича следует, что первое строение находилось не на том месте, где сейчас стоит кафедральный Успенский собор.

“Первоначальная деревянная церковь-писал Буткевич, была построена не на том месте, где стоит собор сейчас, но к югу от него на 25 или 30 саженей, т.е. между университетскими клиниками…”  Далее идет информация, что она была “однопристольная и холодная”.

Размеры ее были невелики, написано, что между углов всего 4 сажени. Исходя из данного описания первоначальная церковь была возведена на месте, где сейчас расположен сквер с Вечным огнем. Фактически он переехал через теперешнюю проезжую часть дороги.  

Новый собор строился в течении 1685-1687 годов к северу от первоначального места саженях в 25 и, как бы сейчас сказали, спонсорами были Харьковский полковник Авдей Григорьевич с прихожанами. Освящение его произошло в 1688 году белгородским митрополитом Аврамием.

Новый собор имел крестообразную форму с пятью главами и покрыт был гонтом. Отдельно от него стояла тоже каменная колокольня. Данный собор простоял почти половину столетия, но случившийся пожар 8 июля 1733 года не пощадил и его. Тогда сгорела в огне лучшая часть Харькова.

Из этого сражения живыми остались только каменные стены храма и колокольни, но под действием огня и дождей тоже были не в лучшем состоянии.Невзирая на это за год все было восстановлено и даже крышу покрыли не гонтом, а “аглицкою жестью” и вызолотили кресты.

То, что стены оставили прежние не прошло даром и уже к 70-м годам XVIII века находиться в ней и проводить службы стало опасно и потребовался не ремонт, а полная перестройка строений, что повлекло некоторое различие в новых источниках даты постройки каменного здания Успенской церкви.

Распределение городских приходов

Я уже говорил выше, что теперешним небольшим храмам, расположенным вблизи больших соборов, тяжело бороться за прихожан.Совсем другое дело было во времена сооружения первых церквей. Историки пишут, что был найден драгоценный для них документ, который дает полное понимание о топографии Харькова.

Это история казацкого периода первой четверти XVIII века, а именно, описание всех городских приходов в 1724 году. В нем все городские улицы и дворы распределялись между 10 церковными приходами. На долю Соборного Успенского прихода приходилось 20 улиц и 273 двора.

Покровский имел одну улицу и 87 дворов, Дмитриевский-5 улиц и 100 дворов, Благовещенский-4 улицы и 148 дворов. Я не буду описывать все 10 приходов и распределение по ним харьковских жителей, замечу, что таким образом конкретные люди поддерживали финансово свою церковь.   

Таким образом, согласно данного документа, в Харькове к указанному времени находились 61 улица и 1301 двор.Хочу заметить, что понятие двор вовсе не означало наличие в нем одного дома, если в нем жила семья, т.е. не одно поколение, значит домов могло быть несколько.

Далее был найден интересный факт, что реально улиц в городе было 57 и приведен перечень. Путаница произошла из-за того, что некоторый длинные улицы были частично приписаны к разным приходам, таким образом в приходских записях фигурировали одни и те же улицы.

Так выглядел православный Харьков в конце XVII, начале XVIII столетий. В процессе написания статьи, возникла мысль, проведения в жизнь которой потребует приличных трудовых затрат, но думаю, что это будет интересно. Я имею в виду представление фотографий одного места города разных эпох. Надо подумать.

Просьба к тем, кому материал статьи был интересным, оставлять на сайте под статьей свои комментарии. Подписывайтесь через пуш-рассылку и новая информация будет вас искать сама. Перейдя по ссылке вы сможете познакомиться с другими материалами о Харькове, а в других рубриках с различной интересной информацией. Всем удачи.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 23.10.2019 — 16:19

9 комментариев

Оставить комментарий
  1. Очень полезная краеведческая статья, которая может пригодиться студентам, аспирантам, историкам церкви, архитектуры и просто любителям старины.
    Продолжайте Ваш интересный труд — я однозначно подписываюсь на Ваши новые статьи, Евгений!

    1. Евгений Бухкало

      Спасибо, Степан. Я тоже люблю историю, особенно, если она не перекрученная. Постараюсь и дальше писать максимально точно и правдиво.

  2. Всегда интересно узнать что-то новое городе, в котором живёшь.

    1. Евгений Бухкало

      История всегда интересна,если ничего не придумано и не перекручено. Спасибо за отзыв.

  3. Очень интересная информация,спасибо

  4. Я четыре года живут Харьковской области и мне интересно ознакомиться историей Харькова и области.Спасибо.

    1. Евгений Бухкало

      Мне приятно что моя работа стала кому-то интересной и полезной. Обещаю,что будем дальше развивать тему Харькова.

  5. Большое спасибо,читаю о Харькове все подряд, есть кое что дома,но Ваши публикации подробнее, глубже.

    1. Евгений Бухкало

      Олег, я стараюсь делать максимально точно и правдиво. Просто описывать приходится то время, которое оставило о себе не очень много правдивой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.