Яндекс реклама перед содержимым

Икона Озерянской Божьей Матери

В этой статье будет повествование об одной из самых почитаемых на территории Слободской Украины икон, носящей имя Озерянской Божьей Матери и считающейся покровительницей города Харькова. История этого божественного образа совсем неоднозначна.

Истории и события

Нет однозначной трактовки появления данной иконы на Харьковской земле. Одна из историй гласит, что явилась она крестьянину, косившему траву на своем поле и по неосторожности или, да это не важно, понятно, что не преднамеренно, перерубил он косой, лежащую в траве икону.

Далее он принес ее к себе домой и поставил две части в угол к образам и утром увидел образ Богородицы уже целым. Рассказ, конечно, красивый, но что касается реалистичности события, то хочется сказать словами героя очень известного фильма “…гложет меня смутное сомнение”.

Сейчас я хочу рассказать наиболее, на мой взгляд, правдоподобную историю, которую узнал, читая работу академика Д.И Багалия. В ней он приводит мнение преосвященного Филарета, который основываясь на документальных подтверждениях из Святогорского монастыря некоторых событий, делает вывод.

Следует начать с того, что после восстания Брюховецкого из-за Днепра, в тогда еще слободу Мерефу, пришел священник отец Федор. И как говорят документы он долгие годы служил в местной Богородичной церкви. Я не стану долго описывать как он купил, как сейчас, бы сказали, недвижимость на реке Озерянке.

Известно, что в 1696 году все это было закреплено за ним Харьковским полковником Федором Донцом. До сего момента нет никаких сомнений в том, что отец Федор и его земля на вышеозначенной реке реально существовали и что дальнейшие события, связанные с ними тоже правдивы. 

Обитель на реке Озерянке

Далее история гласит, что священник отец Федор в 1710 году передал (в другом источнике уступил, что я думаю не одно и тоже) свои земли архимандриту Святогорского монастыря Севастиану для устройства обители. В 1711 году была построена деревянная Богородичная церковь.

оригинал иконы

Теперь мы приближаемся к самой иконе Пресвятой Богородицы Озерянской. Как она оказалась во вновь построенном храме. О крестьянине с косой мы уже говорили, в документах Святогорского монастыря о ней ничего не говориться до постройки обители на реке под Мерефой.

Вернемся к высказыванию преосвященного Филарета, где он описывает саму икону. Из его слов следует, что она написана на холсте “… кистью малороссийского художника” и после некоторого описания фраза заканчивается следующими словами “… и что принесена была из-за Днепра”

Из всей данной информации с очень большой долей вероятности, я так пишу, потому что документальных доказательств нет, можно сделать вывод, что икона появилась в Мерефе вместе с отцом Федором. Далее, попав в храм на реке Озерянке, получила соответствующее название.

Икона и Куряжский монастырь

С этого момента началось мытарство образа. Поскольку Озерянская пустошь была малочисленной, то в 1787 году по решению синода она была упразднена, а братство, вместе с иконой, было переведено в Куряжский монастырь. Но наступил 1788 год и такая же участь постигла и монастырь, он был закрыт.

Восстановленная копия

Икона Озерянской Божьей Матери получила долгую прописку в Харьковском Покровском монастыре. Но в силу определенных обстоятельств деятельность монастыря в Куряже была возобновлена в 1796 году, а уже в следующем икона вернулась на свое законное место.

Интересным фактом является то, что она стала настолько популярной в народе, что в монастырь пошел большой поток желающих увидеть ее и исцелиться от всевозможных недугов. Это не могло не сказаться на улучшении материального состояния обители и она даже была возведена в разряд второклассых.

Наступил 1843 год в жизни Чудотворной иконы наступает новый период. В это время, была поддержана просьба обывателей Харькова о проведении крестного хода, в ходе которого произойдет перенос иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор.

Эти передвижения на зимние квартиры в Харьков 30 сентября и на летние 22 апреля в Куряж были приурочены к соответствующим престольным праздникам и проводились накануне.Последнее упоминание об иконе в советское время датируется 1926 годом, а окончательно пропал первообраз в 1930 году. Так официально. 

Чудодействия Богородицы

Для подтверждения ее чудодействия необходимо привести примеры. Первым предоставлю письменное свидетельство, датируемое 1762 годом и принадлежит оно старожилу Мерефы. “…видел и помню я в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона, а откуда и кем поставлена, ведать не могу.”

“Первое чудо от нее явилось архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченке”. Похоже речь идет о чуде исцеления наместника Святогорского монастыря, который будучи сильно больным прошел пешком весь путь, поклонился Божьей Матери и исцелился.

Читателям, которые слабо представляют размеры Харьковской и Донецкой областей, описанное мной событие мало о чем поведает. А те, кто реально представляет длину пути очень больного и в определенном возрасте человека, могут усомниться, хотя каждый сам себе выбирает веру.

Есть более реальная история об очень известном украинском писателе Григории Квитке-Основьяненко. Она гласит, что будущий писатель в детстве стал резко терять зрение и практически ослеп. Медицина не смогла ему помочь и тогда мать, взяв с собой сына отправилась в Куряжский монастырь.

Как следует из истории она долго молилась возле иконы Озерянской Божьей матери, после чего умыла сына из Онуфриевского источника святой водой и болезнь стала отступать. Поэтому в молодости Григорий Федорович хотел посвятить себя богу и даже был послушником в Преображенском монастыре.

Еще одно реальное событие в жизни города и его жителей. В 1871 году свирепствовала холера и был предпринят ход с Чудотворной иконой по улицам Харькова, заходили в дома и учреждения, проводили молитвы. И холера отступила. Для верующих конечно чудо, для других совпадение. Выбирайте вариант сами.

Копия или список

Этот раздел мне дается достаточно сложно. Все дело в том, что автор этих строк никогда не занимался изучением иконописи и самих образов. При написании статьи пришлось углубиться в тему и получил состояние небольшого шока. Касается сие понятия старинной или просто старой иконы.

В моем детстве, когда наши мамы после рождения своих чад выходили на работу, мы попадали в руки бабушек, т.к. детских садов не то что не хватало, а катастрофически не хватало. И получали воспитание, которое соответствовало бабушкиному сословию.

Поэтому и религиозную часть воспитания получали здесь же. Я хорошо помню, видно детская память избирательна и выбирает нужные вехи в жизни человека, как бабушка перед каждым приемом пищи молилась на угол, где на полке стояла икона, украшенная рушником и перед ней стояла лампадка.

И каждое утро, когда нас всех, а было четверо, приводили к ней, начиналось с молитвы. Она становилась перед образом на колени, ставила нас рядом, не забыв подложить подушки нам под колени и читала молитвы, которые мы за ней повторяли. Отче наш помню до сих пор.

Это предисловие было не зря. Когда я спросил ее об иконе в храме, то объяснение было примерно таким. Она очень старая, возле нее было много людей, которые молились, прославляли ее, просили о помощи и она получила большую энергию. И с некоторых пор стала помогать людям, в основном исцелением. 

Теперь я вернусь к началу раздела, где к понятию старинная и старая икона добавляются прототип, копия и список. Как оказалось все не так просто в религиозном мире. Далее я буду выделять часть текста рамкой и кавычками, т.к. это будут не мои фразы, а настоятеля одной церкви или просто википедии.

Я прекрасно понимаю, что всему есть свое время и свой век. Нет ничего в этом мире бесконечного существования. Например, в художественных музеях висят картины, подходя к которым экскурсоводы говорят, что это копия, написанная… и это честно, Религия придумала себе хитрый выход.

Поскольку я математик по образованию, не буду отступать от традиций и для дальнейшего обсуждения необходимо дать определения. К иконописи относятся основные понятия прототип, копия и список. С копией все достаточно понятно, что это есть точная передача внешнего образа с оригинала.

“Список — это копия с чудотворного образа почитаемой иконы. Иногда копия бывает очень точной и неотличимой от подлинника, но может и отличаться. В отличие от копии иконы, список в точности не воспроизводит оригинал. Также копия иконы может называться точным списком”. 

В христианстве икона считается явлением божественной истины, а иконописец при создании образа выполняет лишь роль посредника, проводника этой истины, поэтому прототип, копия и список по своему духовному значению равнозначны.  Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна.

Вот такой финал для икон, можно сказать, что объяснение моей бабушки для реалий сегодняшнего дня слишком примитивно. Хотя пацану было понятно, попробуй, разберись со всем выше описанным. И икон с одним названием по миру многие десятки, а может копии или списки?

Последнее, сильно глубоко в дебри уходим. Я нечаянно попал на какой-то сайт, торгующий иконами. Быстрее всего подарочные варианты, я не стал разбираться, увидев цены. Остатки волос на голове приняли позицию “… после паяльника”. Почему-то вспомнилась расхожая советская фраза “ почем опиум для народа”.

Теперь точно все. Буду рад вашим комментариям на моем сайте, готов ответить на все. Делитесь информацией со всеми друзьями и знакомыми в соц сетях и разными другими вариантами. С вопросами о жизни Харькова, включая религиозные можно познакомиться здесь. Всем удачи.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 23.10.2019 — 09:33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.