Яндекс реклама перед содержимым

Каллиграфия и школа

Каллиграфия в жизни человека. Казалось бы, чего проще, один пишет красиво, другой просто и кривовато, ну и что из этого. На красивое письмо смотреть приятнее, глаз радует, согласен, но и второе письмо понятно. Оказалось, все гораздо сложнее и об этом сегодня поговорим.

Былое и думы

Было это давненько в 1964 году нелегкая занесла меня в первый класс общеобразовательной школы, других тогда не было. Все было вновь, никто специально нас к школе не готовил, азы знаний и умения постигали самостоятельно и с переменным успехом.

Обучение начиналось с уроков чистописания, где нас учили каллиграфии правильному расположению тела за партой, а главное, как правильно держать карандаш. Я не оговорился, никто ручку, а они были перьевыми, нам не давал, все начиналось с карандаша. 

И пошли в тетрадях в косую линейку палочки, крючочки, а затем уже буквы. У кого получалось прилично с помощью карандаша, тот получал премию, разрешение писать ручкой. Премия выдавалась не всем одновременно, а за определенные достижения в каллиграфии.

И здесь началось. Ты получал перьевую ручку, деревянный стержень с металлическим наконечником, в который вставлялось перо. Оно имело разрез, в котором и был весь фокус. Если не правильно держать ручку, то этот разрез не давал стекать по перу чернилам.

Тогда были чернила, а не тушь, которой пишут сейчас. О, чернила! Сколько всего из-за них случалось. Начать надо с того, что данные чернила наливались в чернильницу, которая почему-то называлась непроливайкой, носили ее из дома в школу и обратно в специальных матерчатых мешочках с затяжным шнуром сверху.

Да, нормально она переливалась. Да, перо. Оно давало возможность делать нажим, получая линии разной толщины, включая волосные. Были прописи, где можно было увидеть каллиграфически правильно написанные буквы. Авторучку перьевую, но только с открытым пером разрешили только в 5-ом классе.

Реалии письма

Сегодня все начинается с шариковой ручки. Ее можно держать в любом положении и с любым наклоном, шарик все равно оставит на бумаге след. Более того, каллиграфического почерка получить невозможно, все время нужно оказывать равномерное давление на ручку, ибо получишь пробелы.

При аналогичном движении пера происходит изменение нажима на ручку, точнее нажим делают только при движении вниз, в остальное время рука идет свободно и отдыхает. При письме шариком рука устает значительно быстрее. На первый взгляд какая-то ерунда, а оказалось очень важным жизненным фактором. 

Шариковой ручкой можно писать до бесконечности, ограничение объем ампулы. При работе с чернилами ситуация другая. На пере они заканчиваются достаточно быстро, ребенок отрывает взгляд от тетради, поднимает голову, расслабляясь при этом, макает перо в чернильницу и возвращает его к бумаге.

В это время у него отдыхают глаза, мышцы рук и спины. Такие циклы происходят все время, которое он тратит на письмо, своеобразная синусоида нагрузки с отдыхом. Ученые утверждают, что именно такой равномерный цикл заставляет работать оба полушария головного мозга.

Об эстетической составляющей такого письма можно не говорить, она очевидна. Возьмите буквари 1970 года издания и сравните изданием, скажем, 2011 года. Сразу бросится в глаза фактическое исключения каллиграфии из учебного процесса в школах.

По статистике в сегодняшнем школьном обучении на данное занятие отведено один час в неделю. А как же традиции, о которых столько разговоров. А.С.Пушкин в лицее изучал сей предмет 18 часов в неделю. Перья в то время были другими, но оставался принцип письма и каллиграфии.

Использование перьевой ручки в начальной школе Германии закреплено законом, в Великобритании все начинается с карандаша. Не зря в школах стояли парты с наклонной поверхностью, а не столы. Когда я учился в Харьковском университете во многих кабинетах еще сохранялись парты, правда не школьного размера.

Научные исследования

Еще в середине 80-х годов одна японская компания, которая занималась выпуском профессиональной электроники во многих страна, провела эксперимент. Была поставлена задача найти методики в разных регионах, которые помогут подготовить специалистов в различных направлениях.

Эксперимент продолжался 10 лет. Оказалось, что более всего для проведения в жизнь таких методик подходит каллиграфия. Может показаться смешным, но компания рекомендовала ввести уроки каллиграфии во всех школах и вузах, чтобы сформировать нужные качества будущим специалистам инновационных технологий.

Китайские ученые утверждают, что каллиграфия оказывает благоприятные действия на мозговую активность человека и даже на продолжительность жизни. Акт письма наиболее сложный и трудоемкий для работы мозга и тренирует мышцы пальцев, руки, спины, проходит синхронизация их движения при письме.

Очень серьезные медицинские исследования, связанные с данной тематикой, были проведены во всем мире. Оказалось, что при занятии таким письмом у человека выравнивается дыхание, замедляется пульс, снижается давление, уменьшается мускульное напряжение, происходит улучшение ряда других функций.

Еще много других полезностей от занятия каллиграфией получает человеческий организм, но данная статья направлена на другое. Мы должны понять важность и вернуть в школу на серьезной основе занятие этим предметом. В одном ряду стоит и другая статья о музыке в наших школах.

Не будем повествование делать слишком утомительным. Готов выслушать ваши комментарии, подписывайтесь на мою рассылку и сможем помогать друг другу в различных темах, которых на сайте около десяти. Предлагаю с ними познакомиться. Желаю всем удачи.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 28.01.2020 — 08:19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.