Яндекс реклама перед содержимым

Православные храмы в XVII веке

Вот и дошла очередь рассказать о появлении православных храмов в Харькове в 17 столетии. Вера для украинского населения всегда занимала одно из главных мест в жизни. Наряду с верой были еще воля и язык, три составляющие нации. И всегда за них приходилось бороться. Всегда проливалась кровь.

Значение церквей

В старые времена в Слободской Украине православная вера в жизни украинского народа была просто огромной силой, которая позволяла отстаивать свою волю, использование языка, сохранять культурные традиции. А защищать ее пришлось, в первую очередь, от католицизма и унии.

Можно наблюдать существенное различие между православием в Украине и в Московии. В указанное время сам украинский народ, в каждом приходе выбирал себе представителей духовенства, а первые поселенцы иногда, за неимением другой возможности, выбирали самого достойного меж собою.

Сама Украинская церковь имела иную от Москвы иерархию. Во главе ее стоял Киевский митрополит, независимый от Московского патриарха, а это приводило к существенной разнице в проведении богослужения, обрядов, чтения своих церковных книг.

Интересное описание назначения на церковные должности есть в воспоминаниях протопопа Александрова “… по украинскому обычаю в церквях дьячков и паламарей нанимают парафияне на год, а если им не понравиться или они не понравятся прихожанам, то живут и меньше месяца”.

А в Белгородской епархии архиереи запрещали иметь в храмах дьяков, которые не посвящены в сан.  До основания Харьковского коллегиума большая часть попов Слобожанщины училась только в церковно-народных школах, которые были по всей территории Украины.

При таких обстоятельствах парафиянами больше всего ценилось в служителях церкви

не столько их религиозная образованность, сколько понимание и знание церковной службы, таинств, а также их жизнь и отношение к пастве. Содержание храма и его служителей ложилось на плечи громады.

Церковная утварь

Все это было перенесено на новые места переселенцами и бережно охранялось как дедовские и церковные обычаи. Очень часто, переезжая на новые пустынные места целыми обозами и селами, они привозили своих священников, иконы, богослужебные книги и другую утварь.

Естественно, что эти книги чаще всего приобретались Киевской, Львовской, Черниговской печати. Из “Истории Харьковской епархии” преосвященного Филарета мы узнаем, что переселенцы с Заднепровщины привозили с собой все от попов до колоколов.  

И все религиозные принадлежности бережно хранились и передавались, в случае невзгод и других опасностей, для сохранности в иные церкви и монастыри. В библиотеке Харьковского монастыря сохранялись Острожская библия 1581 года, требник Петра Могилы 1646, апостол Львовской печати 1666 годов.

На требнике Петра Могилы есть надпись, гласящая, что “… Монастырю Харьковскому Преображенскому передал сию книгу Павло Леонтьевич Крамарь”. Теперь есть понимание, как попал этот экземпляр в монастырь, хотя кем являлся этот человек мне не известно, но может где-то в истории следы о нем остались.

В Харьковском Успенском соборе до наших времен сберегался старинный образ Елецкой Божьей Матери XVII столетия “… украинского маляра” и евангелие Львовской печати 1636 года с тремя надписями. Первая гласит, что данная книга была пожертвована жителем Борзны, что на Черниговщине, в церковь села Плиски в 1648 г.

При восстании атамана Выговского данный храм был сожжен, появилась вторая надпись, гласящая о передачи, после этих событий, церковной книги в Успенскую церковь. И третья, уточняющая дату такой передачи, а именно 1659 год при харьковском атамане Тимофееве.

Абсолютный исторический факт, что в этом году атаманом в Харькове был Тимофей Лавринов, значит именно при нем и была произведена передача этого евангелия в Успенский собор города. Да, практически, в любой церкви Слобожанской Украины есть, как бы сейчас сказали, религиозные раритеты.

Расселение и постройка храмов

Переходим ближе к Харькову. Все поселившиеся на данном городище, не могли долго жить без церковных служб и таинств, т.к. уже говорилось, что люд был верующим и вера занимала в его жизни значительное место. Поэтому в местах большого появления оседлой жизни обязательно строилась церковь.

Храмовые сооружения строились за счет пожертвований парафиян, а иногда и за счет личных средств более богатых казацких старшин. Точно известно, что в селе Основа церковь была построена на деньги харьковского полковника Григория Семеновича Квитки, одного из основателей известного рода.

Расположение города было таким, что камня вблизи него не было, а значит и постройки были деревянными с соломенными крышами. Иногда их крыли гонтом. Таким был Харьков в XVIII веке, что тогда говорить о 17 столетии. Другого варианта постройки храмов тогда не было.

Чтобы не пересказывать из википедии, что такое гонт, каким он бывает, а такого уже не делают, значит и смысла большого нет, расскажу просто своими словами. Фактически это клинообразная доска, где в более толстой стороне сделан паз и собирается, вставляя узкую сторону в паз широкой. Так закрывается площадь крыши.   

Первые церкви Харьковской крепости

Из всех общественных сооружений раннего периода жизни в городе наибольшее количество реальных исторических данных осталось о культовых сооружениях. Самой первой церковью, построенной в пределах крепости была Успенская, ей мы посвятим несколько больше времени, но чуть позже.

Харьков, Покровский монастырь
Современный харьковский Покровский монастырь

Если рассматривать застройку внутри крепостных стен, то следует вспомнить еще одну церковь, Покровскую. Она была уже каменной и освящена Белгородским митрополитом в 1689 году. А при устройстве в Харькове коллегиума она была обращена в монастырскую и подверглась перестройке и обновлению.

Что из себя представляет нынешний Покровский монастырь, находящийся в самом сердце города. Большое количество строений с шикарным ремонтом с позолотой. Даже трудно себе представить те суммы средств, необходимые для проведения таких работ. А в Совдеповское время здесь выставлялась часть экспонатов исторического музея.

Древняя Николаевская церковь в Харькове

Кроме этих культовых строений, все остальные находились уже за пределами крепостных стен и как было написано в предыдущих статьях, находились на Подоле или называли это место еще Посадом и в Залопанской , а также Захарьковской частях города.

Возле крепостной стены в восточной ее части была построена Николаевская церковь. Точного времени появления ее история не дает, можно только определить его по описаниям событий и воспоминаниям современников. В известной челобитной, датированной 1663 годом, связанной с церковными отношениями, она не упоминается.

Как и все храмы того времени она была деревянной. Есть предание, записанное преосвященным Филаретом, что в 1709 году, во время посещения Харькова Петром I, он слушал в Николаевской церкви службу. А в 1764 году на месте старого храма был заложен новый каменный с отдельно стоящей колокольней.

Статья сильно растянулась, а исторических данных еще очень много, поэтому мною принято решение разделить информацию на две части и вторую опубликовать в следующей статье. Для ознакомления с ранее опубликованными фактами я принял решение оставлять ссылку в конце повествования, чтобы не отвлекать от чтения.  

Для тех, кого статья заинтересовала, предлагаю подписаться на рассылку во всплывающем окне и тогда наше общение будет более правильным и регулярным. Советую пройти по ссылке и ознакомиться с предыдущей информацией, т.к. она взаимосвязана. Желаю всем удачи и приятного чтения.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 26.10.2019 — 09:48

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.