Яндекс реклама перед содержимым

Социальный состав Харькова в XVII-XVIII веках

В этой статье мы сделаем еще один шаг к пониманию момента развития города Харькова во второй половине XVII и в начале XVIII столетия в смысле социального состава и его движения, связанного с различными событиями того периода. А их было достаточно.

kharkovXVIIIv

Из предыдущих повествований нам известно, что заселение территории Харькова, как и всей Слободской Украины,в основном произошло за счет переселившихся сюда казаков с семьями из Заднепровья и Левобережной Украины. Причины были рассмотрены ранее, поэтому останавливаться на них не будем.

Слобожанщина и Гетманщина

Социальное устройство обитателей теперь уже новых мест, как их называют в московских актах черкассами, было перенесено с Гетманщины. Это были стародавние украинские обычаи, являющиеся основой национальной жизни. Хотя разница безусловно была.

До восстания Богдана Хмельницкого на землях левобережья проживало немало польской шляхты, имевших свои усадьбы. А в диком поле ничего такого не было ни шляхты, ни московского дворянства, ни другого родового сословия. Во главе восстание стояло казачество, поддержанное крестьянами и мещанами.

Главной целью было уничтожение всех привилегий для разных сословий, которые были в Польше и насаждались на украинских землях. Уничтожалась бездна между классами тогдашнего общества, ставившая одних в исключительно выгодное положение, а других в совершенно бесправное. 

Именно в это время и другие сословия, в первую очередь крестьянство, стремились вступить в ряды казачества. Это понятие стало не только синонимом свободы, как личной, религиозной, так и общественной, но и в известной степени материальной обеспеченности.

ukrainskitipi

Дело в том, что казаки относились не только к военной, но и к оседлой группе населения, которая имела земли и другие угодья. Следовательно, частично их можно сравнить с крестьянами, а с другой с мещанским сословием, которое тоже не было освобождено от воинских обязанностей.

Харьков и его сословия

В 1655 году мужская часть населения представляла себой, практически, однородную казацкую массу. Это легко понять, ибо жизнь на диком поле требовала и воинской службы. Понятно, что такая ситуация не могла продолжаться бесконечно, т.к. стала появляться казацкая старшина и их помощники.

Безусловно этот процесс протекал не только в Харькове, но и по всей Слободской Украине. Мы понимаем, что старшины одни из первых стали владельцами больших земельных и лесных угодий и заводили себе хутора. Но основным занятием по-прежнему оставалось сельское хозяйство.

А это привело к появлению в городе особой группы, так называемых, пашенных крестьян, которые из-за своей бедности или нежелания исполнять воинскую повинность не вступали в казаки, а занимались исключительно земледелием или другими промыслами.

Удобное месторасположение поселения и увеличение численности, приходивших переселенцев, выделило Харьков достаточно быстро в торговый, а точнее сказать, ярмарочный центр. Что естественным образом выделило из состава его обитателей сословие, получившее название мещане.

ukrainasosloviya

И действительно в актах XVII века говориться не только о крестьянах, но и о мещанах тоже. Следует заметить, что с появлением в городе воеводы к нему были переселены люди великорусского происхождения, но они были не вольными переселенцами, а так называемыми служилыми людьми и были в полной зависимости от воеводы.

Это был гарнизон при нем, численность которого периодически менялась по распоряжению Московского правительства. Известно, что при воеводе Селифонтове в 1656-1657 годах таких людей, их еще называли заставными, было 70 человек. Они “… ездили по отъезжим сторонам и вестям, куда следовало-в разные города”.

Поскольку статья затянулась, а информации по данной теме еще очень много, я обязан дать обещание, что в следующей статье будут рассмотрены темы деление казаков на группы, появление достаточно большой прослойки, а может и сословия, цеховиков, с их укладами и своими обычаями.

Далее появление купечества и еще много другой, не менее интересной, информации. Без статистики тоже обойтись не представится возможным, картина будет неполной. Это общий план на следующую статью. А пока подписывайтесь на рассылку и делитесь информацией в соц. сетях, Готов к обсуждению и комментариям. Успехов.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 23.10.2019 — 09:44

2 комментария

Оставить комментарий
  1. возможно это плагиат с книги 250 лет багалея

    1. Евгений Бухкало

      Уважаемый икон, вам не стыдно писать фамилия академика Д.И Багалея с маленькой буквы? По просьбе читателей я указал один из источников моих статей и напечатал в группе даже фотографии. О каком плагиате вы говорите, если цитаты из Багалея я беру в кавычки. И все, кто пишет или делает ролики на ютюбе, опираются на чьи-либо исторические академические труды. У вас есть другой вариант?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.